Макарова Елена Васильевна
воспитатель
Предметно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, предметно-развивающая среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Предметно - развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида. В этом случае мы говорим о коррекционно - развивающей среде, отличающейся от предметно-развивающей, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии.
Наше ДОУ № 6 «Родничок» комбинированного вида работает по двум направлениям: коррекция нарушений зрения, речи. Организация предметно-развивающей среды по каждому из них имеет свою специфику.
В группах для детей с нарушением зрения коррекционно- педагогический процесс организуется с опорой на сохранные анализаторы, коррекцию сенсорных и моторных нарушений и реализуется через гимнастику для глаз, учет индивидуальных зрительных нагрузок, подбор специального наглядного оборудования (цвет, размер). Для детей с нарушениями зрения созданы одновозрастные группы комбинированной направленности, которые полностью отвечают требованиям индивидуально-дифференцированного подхода к созданию коррекционно-развивающей среды.
При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на "зону его актуального развития" для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации "зоны ближайшего развития".
При организации предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим, расстройств зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а также в овладении способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Важное значение имеет создание оптимальных условий для деятельности глаз:
- Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения, оформления стен, удобного и безопасного расположения мебели;
- Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований – размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов;
- Использование приемов обеспечения лучшей видимости, таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и т.д.
Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Много места для передвижения и для развития двигательной активности. Помещения групповых комнат оборудованы комбинированной системой искусственного освещения. Игрушки многофункциональные, подобраны в соответствии с целями и задачами. Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз. Стены групповых комнат оформлены различными зрительными тренажёрами. Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для развития:
• зрительного восприятия;
• ориентировки в пространстве;
• осязания и мелкой моторики;
• социально-бытовой ориентировки;
• развитие функций сохранных анализаторов.
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группах большое внимание обращается на наполнение игровых зон оборудованием для конструктивной и графо-моторной деятельности.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Дифференцированный подход в использовании различных коррекционно-дидактических материалов: например, использование пособий красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.
Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи используются детские музыкальные инструменты: трещётки, кастаньеты, шумовые коробочки, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металлофон, маракас, бубен, колокольчики и т. д..
Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы». В комплект технических средств обучения, формирования мобильности, развития слуха, зрения, речи, мышления вводятся специализированные технические средства и специальные компьютерные технологии.
Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», различные виды мозаик, конструкторов, заслонённые изображения предметов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Широко используем творческие новинки коррекционно-педагогического материала. Учебные зоны в группах старшего дошкольного возраста для детей с нарушениями зрения оборудованы специальными конторками доктора В.Ф. Базарного, зрительно - вестибулярными тренажерами «ЗЕВС», обеспечивающими профилактику нарушения зрения и нервно-психического утомления, повышающими стрессоустойчивость воспитанников, подвижными сенсорно-дидактическими фиксаторами карточек.
Карточки-изображения меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность предметно – развивающей среды. Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.
Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, электромассажные водные ванночки и т.д.
Воспитатели умело сочетают создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием, например по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.
Групповые помещения укомплектованы мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. - столы устанавливаются вдоль окон так, чтобы свет падал слева; - для детей с низкой остротой зрения столы располагаются ближе к педагогу и доске;- столы окрашены в цвета натуральной древесины, передвижная доска - темно - зеленого цвета. - во время занятий по художественному творчеству используются мольберты.
Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.
Таким образом, главной задачей при создании адаптивного пространства в условиях дошкольного учреждения, является создание такой среды, в которой ребёнок будет чувствовать себя увереннее, понимать и принимать её предметную, пространственную, временную и смысловую организацию.
Предметно - развивающая среда должна быть адаптивной, обеспечивать доступность восприятия и усвоения опыта, а так же способствовать формированию компенсаторных механизмов. Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания предметно - развивающей среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметно - развивающая среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её. Наше главное достижение - это обеспечение всестороннего развития ребенка с нарушением зрения и успешная подготовка его к обучению в школе